044 233-04-77
063 233-04-77
М Льва Толстого

Популярные программы


Психика и физика
Вернуться назад

Я считаю, что для певческого процесса все наше тело является как бы музыкальным инструментом, как, например, скрипка или виолончель. Поэтому в дальнейшем в своих рекомендациях я буду проводить сравнения способов фонации с принципами органики этих инструментов. Например, наше туловище - это деки, звуковой канал - это струны и т.д. А инструментальный способ вокализации можно сравнить с работой смычка.
Роль беззвучных упражнений
Физическое самоосознание свободы в певческом процессе нацелено на снятие мышечных зажимов. Здесь надо наработать ощущение, когда каждая необходимая мышца организма, как музыкального инструмента, контролируется сознанием. В практику необходимо включить беззвучно исполняемые упражнения на определение мышц, участвующих в фонации, и для нахождения нужных ощущений.
В литературе я читала, что «дыхание нельзя развивать в отрыве от пения, а только в процессе». Но практика показала, что невокализованные упражнения приносят свою пользу, а порой они просто необходимы.

Подтверждение этому я нашла в книге А. И. Севастьянова «132 упражнения для учителя по развитию голоса и дыхания», изд. Москва, 2002 год. Это учебно-практическое пособие по профессиональной культуре учителя рассматривает одну из проблем по технике речи и речевого голоса учителя и раскрывает методы речевой подготовки на комплексе специальных тренировочных упражнений, включая и беззвучные.

Однако в результате различных целевых установок в речи и пении один и тот же анатомо-физиологический аппарат используется неодинаково, и механизмы его функционирования значительно отличаются друг от друга. У одного и того же человека певческий голос не всегда соответствует речевому, бывает высокий речевой и низкий певческий и наоборот.

Еще один пример. В речевом голосе звук не успевает образовывать вибрацию, характерную для певческого голоса, а отсутствие вибрации придает голосу другой тембр. Принцип вокализации присущ только певческому процессу и роль беззвучных упражнений для него явно необходима.

Мысль о беззвучных тренировочных упражнениях прослеживается в опыте многих педагогов-вокалистов. Эти упражнения помогают наработке нужных ощущений, учат их контролировать и управлять ими.

Снятие мышечных зажимов

Для снятия мышечных зажимов педагогу необходимо воспитывать мышечную рефлекторную память на основе самоконтроля и самоанализа. Напряжения и зажимы могут присутствовать в любом месте певческого аппарата. Некоторые дефекты певческого звука, такие как горловой, гнусавый, с носовыми призвуками и т. д. имеют зажимы в рото-глоточном канале.

Все эти дефекты, как правило, носят приобретенный характер в результате неверных певческих навыков. А иногда и врожденный, если присутствуют физиологические дефекты, как, например, приросший корень язы- ка. Язык при фонации не опускается «лодочкой» В полости рта, а встает «горбом» и перскрывает рото-глоточный канал.

Что касается снятия мышечных зажимов, то я пришла к выводу, что полезно перенести часть распевания голоса и упражнений в положении «лежа». И оказалось, что моему методу нашлось подтверждение в книге выдающейся американской актрисы и театрального педагога Кристин Линклейтер «Освобождение голоса», переведенной ее ученицей Ларисой Соловьевой, ныне педагогом Российской академии театрального искусства (ГИТИСа).

Свой опыт работы Кристин Линклейтер посвятила способам и практическим рекомендациям по снятию зажимов и свободе голоса. Главную установку она делает на осознание ощущений и управление ими.

Предложенные ниже установки при работе с голосом - результат не только моего личного опыта, но и наилучших способов и приемов разных педагогов-вокалистов.

Приёмы релаксации

Релаксация - расслабление с заданной установкой. Именно с релаксации необходимо начинать вводить учащегося в певческий процесс. Овладеть способами релаксации - значит научиться слышать и слушать себя изнутри. Расслабление не ради расслабления, где присутствует вялость, а ради способности расслабить мышцу, а потом ввести ее в актив.

Смена актива и пассива даст уверенность в том, что органы, участвующие в певческом процессе, смогут вести себя так же, но уже без зажимов. Ощущения становятся регулируемыми. Объем ощущений актива и пассива воспитывается на воображаемом контакте с собственными мышцами, а мышечные ощущения накладываются на внутреннее состояние собственного организма.

Необходимо овладеть всеми способами расслабления и активизации мышц для того, чтобы впоследствии снять ненужное напряжение и мышечные зажимы, оставив под контролем те мышцы, которые способствуют своей активностью улучшению качества голоса.

Из упражнений по релаксации выносим опыт: знание двух контрастных ощущений - релаксации и актива, которые можно регулировать.

Упражнения по релаксации

Все упражнения выполняются лежа на спине.
1. Научитесь наблюдать себя со стороны.
2. Ощутите контуры своего тела, как бы начертанные в воздухе.
3. Закрыв глаза, познайте свое тело внутри (1-2 мин.).
4. С закрытыми глазами мысленно путешествуйте внутри своего организма (прочувствуйте каждый внутренний орган).
5. Начиная со стопы и пальцев ног и постепенно переходя к туловищу, а потом к голове, начинайте каждую мышцу в теле вводить в актив (напряжение), потом в пассив (расслабление). Помогайте воображением: будто костные суставы наполняются воздухом при активе, потом освобождаются от него при пассиве. Можно подключить ощущения: тяжесть - легкость, зажим - разжим. При пассиве мышцы как бы «тают», «растворяются».
6. Ягодицы, живот, пах прочувствовать на активе и «растворить» на пассиве.
7. Позвоночник от копчика до черепа поддается чувству гравитации на активе, а на пассиве - постепенное расслабление до чувства легкости.
8. Поясница и весь живот напрягаются и расслабляются, входят в зажим и разжим.
9. Лопатки отделяются от позвоночника, устремляясь в разные стороны на активе; на пассиве занимают исходное положение (раздвигаем, соединяем).
10. Руки во всех суставах (локтевые, плечевые, кистевые) «наполняются воздухом» на активе и «растворяются» на пассиве.
11. Мышцы лица «растапливаются» (расслабляются).
12. Формируем ощущение тяжести в голове на активе и ощущение легкости (как воздушный шар) на пассиве.

В результате релаксации все мышцы «тают», а суставы «наполняются воздухом», а каждый орган способен отделиться от туловища и парить отдельно. Вся система релаксации представляет собой своего рода медитацию.

Наработка ощущений

Наработка ощущений построена на процессе внимания, наблюдения, анализа и контроля. Задания на новые ощущения формируют более высокий уровень нашего сознания.

Если каждое ощущение вместе с педагогом оговаривается словами, то оно обретает конкретную форму. Но иногда сознание противится переменам. Это происходит в случае, если учащийся не в состоянии наблюдать за своими ощущениями, анализировать их и контролировать. Тогда эту функцию берет на себя педагог. Он ставит вслух вопрос и анализирует вместе с учеником его ответ.

Вам не надо будет тратить время на контроль, если вы позволите каждой мышце «рассказать» о себе. Результаты предложенных способов пассива и актива обсуждаются вместе с учащимся, фиксируются его сознанием и закрепляются мышечной памятью.

Физическое осознание позвоночника

Позвоночник - это опора не только для всех органов и корпуса, но и для певческого дыхания. Мышцы поясничной области со стороны спины активно участвуют в так называемом у вокалистов поясе напряжения. Прием «пояс напряжения» при ауфтакте иногда считается необходимым (особенно в случае мужских голосов) для сохранения певческого состояния.

Однако напряжение и зажим (зажатость) - разные вещи, которые нельзя путать. Напряжение - это мобилизация, максимальная активность организма, как духовная, так и мышечная. Хорошо организованная мышечная энергия определяет певческое состояние организма и влияет на силу звука.

Мышцы долевые, идущие вдоль почек ниже лопаток и опускающиеся в область поясницы, очень важны, они являются как бы нижней декой нашего живого музыкального инструмента. Именно они дают нам нужный тонус в ощущении певческой активности и энергетического тонуса. Эти же мышцы помогают в создании подсвязочного давления («пой на себя»).

В приемах некоторых педагогов это означает петь на удержанном дыхании, а не на «вытолкнутом из себя». Циркуляция дыхания в певческом положении как раз и опирается на мышцы, окружающие позвоночник со стороны спины и поясницы. Надо заметить, что для циркуляции певческого дыхания могут быть подключены разные мышцы, и это тоже чисто индивидуально.

Когда слабо развиты мышцы пресса и диафрагмы всей нижнереберной системы, то тогда перенос сознания на мышцы со стороны спины может сыграть решающую роль. Иногда «пояс напряжения» сопряжен только с мышцами реберно-диафрагмальной области, иногда пресса. Удачно исполняются звуки высокой тесситуры, если «пояс напряжения» опускается до паха.

Но я считаю, что само слово «напряжение» не только отражает разные понятия, но и может способствовать зажимам. И поэтому предлагаю преподавателям вместо термина «напряжение» использовать термин «активность».

Устаревший метод «пояс напряжения» не является эффективным приемом для свободно льющегося голоса, так как подсознательно ведет некоторых певцов к зажимам мышц. И опять очень тонкая грань между активностью, напряжением и зажимами. Задача педагога - тонко регулировать данные представления в сознании поющего, потому что именно он управляет импульсом всех своих мышц.

Однако, вернемся к позвоночнику. Чтобы осознать его роль и значимость, выполняем следующие упражнения:

1. Знакомство с позвоночником

Физическое осознание позвоночника начинается с изучения его строения. Снимая напряжения мышц, окружающих позвоночник, держите его устремленным вверх. Из упражнений с позвоночником мы опять выносим знание двух чувств: релаксации и зажима, т. е. актива и пассива, которые можно регулировать. Мы учимся замечать зажимы во всех органах тела и снимать их. Неправильная осанка, вялая, согнутая спина мешают работе диафрагмы.
Итак, позвонки, как кубики, накладываются друг на друга от копчика до седьмого шейного позвонка. Далее пропускаем энергетический поток по позвоночнику снизу вверх, ощущая, что все межпозвонковые диски вытягиваются, а с ними и весь позвоночник. Наблюдаем себя со стороны и сосредотачиваем внимание на позвоночнике. Необходимо развить физическое самоосознание через конкретную релаксацию, когда напряжение снимается и в теле освобождается энергия., Нарабатывается состояние яркого самоощущения и потенциальной подвижности позвоночника. Мы как бы видим каждый позвонок, встроенный в ствол позвоночника, начиная с копчика и заканчивая шейными позвонками, на которых голова плавает, как воздушный шар.

2. Выравнивание позвоночника

Все части позвоночника должны нести одинаковую нагрузку в поддержании тела. Если для поддержания тела нижняя часть позвоночника слабая и не выполняет своих функций, то для поддержки тела напрягаются мышцы живота, что не позволяет им откликаться на приемы дыхания. Когда верхняя часть позвоночника слабо поддерживает грудную клетку и плечевой пояс, то помогают грудные мышцы, которым тогда трудно участвовать в процессе дыхания. Когда шейные позвонки не выровнены - расстраивается весь звуковой канал. 3ажатые шейные позвонки автоматически зажимают мышцы челюсти, гортани, языка и даже губ.
Мы контролируем позвоночник, чтобы сделать мышцы свободными для движения. Они не должны выполнять работу скелета, иначе они используют дополнительную энергию. Чем лучше вы представляете себе связь движения тела с работой костей скелета, тем более экономичными будут мышечные затраты.

3. «Выстраиваем» и «расслабляем» позвоночник

ПОЗВОНОЧНИК - опора дыхания

Сначала сосредотачиваем внимание на копчике. От него, как башню из кубиков, начинаем выстраивать позвонок за позвонком, накладывая их друг на друга. Поднимаемся вверх по туловищу. Одновременно как бы выравниваем, вытягиваем позвоночник до седьмого позвонка.
На шейные позвонки особое внимание: шея не должна напрягаться, голова свободно повисает на вершине туловища. Почувствуйте, что вес головы - обуза для позвоночника, и под тяжестью головы он начинает рассыпаться сверху донизу, позвонок за позвонком. Представьте себе позвонки в этом движении один за другим. И так мы «выстраиваем» И «расслабляем» позвоночник, пока, дойдя до вершины позвоночника, не найдем новое ощущение для головы. Мы не поднимаем нашу голову в результате построения шейных позвонков, а голова как бы «всплывает» на вершине позвоночника.
Упражнение это дается для того, чтобы освободить мышцы туловища, плеч, шеи и головы. А наш позвоночник можно представить как трамплин для движущегося вверх потока энергии.

4. Мысленные путешествия (с закрытыми глазами)

а) Мысленно просмотрите себя внутренним взглядом от стопы ног вверх по туловищу, освобождая и расслабляя мышцы;
б) ощутите контуры тела, как бы начертанные в воздухе;
в) ощутите воздух, коснувшийся тела;
г) познайте свое тело внутри, потянитесь, зевните, встряхнитесь;
д) пропутешествуйте внутри черепа (с верхней точки через лицо, горло к груди);
е) поиграйте с мышцами по всему скелету на зажим и разжим, на актив и пассив.
Задача: каждую мышцу в теле зажать и расслабить, начиная со стопы ног, икр и т. д. вверх по туловищу; или можно начать с рук, переходя на плечи, туловище через ребра к мышцам живота, ягодиц и ног до ступней.

5. Для осознания мышц шеи

Повернуть голову к левому плечу. Зафиксировать упор головы на 2-3 секунды, почувствовать движение мышц, затем перевести голову к правому плечу, медленно, плавно, мягко опуская голову на грудь. Затем так же перевести к левому плечу, зафиксировав упор головы.
а) Для задних мышц шеи. Руки на затылок. Прижимая руки к шее, напрячь мышцы шеи, затем отпустить (3-4 раза);
б) руки на колени. Подпереть голову ладонью и отдохнуть. Меняя силу рук, переносить ощущение то на левую, то на правую ладонь.

Нужно отметить, что единых, подходящих для всех певцов приемов воздействия на мышечную систему быть не может. Применение их требует понимания конкретной физиологии поющего и неотступного контроля над изменением качества голоса. Мышечные приемы следует использовать с осторожностью и чисто индивидуально. Из системы предлагаемых упражнений выбирать по индивидуальным признакам, целям урока и задачам педагога.

Упражнение на расслабление

1. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки свободно вдоль тела. Приподнимаясь на пальцах, одновременно поднимать руки вверх, потягиваясь всем телом и взглядом. Потом, как бы сбрасывая тяжесть, резко наклониться вниз, при этом руки падают свободно, касаясь пола.
2. Поза бодрости и усталости (для корпуса и любых органов).
3. Развалиться на стуле, откинув голову, руки висят, рот полуоткрыт.
4. Сидя опереться лбом о стол и мягко пере водить голову справа налево и обратно. Во время поворота головы тянуть звук «М» или «Н». Зубы разомкнуты для создания резонатора.
5. Актив и пассив

Автор: Н.Б.Гонтаренко, «Сольное пение: секреты вокального мастерства»